пятница, 6 марта 2009 г.

"Киже" Серебренникова в МХТ.

Последний раз в МХТ на Камергерском я был в 22 апреля 1989 года. Он тогда назывался МХАТ им. Чехова. Руководил им Олег Ефремов. И смотрел я спектакль под названием "Московский хор". В то время ходить во МХАТ было также неклёво, как, например, читать газету "Правда". Мы предпочитали Таганку , Современник, театр на Юго-Западе. Впрочем, получается, мои театральные предпочтения за это время не претерпели никаких серьезных изменений. Разве что ходить в театр я стал гораздо реже. Осталось во мне с тех времен и легкое пренебрежение и к главному драматическому театру страны.
Поэтому и на спектакль Кирилла Серебренникова (чьи кино работы я ценю и уважаю) "Киже" (по рассказу Юрия Тынянова "Подпоручик Киже") я, честно говоря, шел с некоторой опаской. Да, я еще застал БДТ Товстоногова, о чем вы говорите?! Я помню, когда спектакли Захарова еще очень даже можно было смотреть, а любимовская Таганка и в отсутствии изгнанного заграницу главного р! ежиссера задавала всем перцу. Надо сказать, что и цены на театральные билеты с тех пор повысились настолько, что любопытство перестало быть достаточным основанием, как раньше, для того, чтобы пойти в театр . В данном же случае, я особенно ничем не рисковал, ибо, благодаря Живому Журналу и , билеты мне достались совершенно бесплатно. А чего, - подумал я, - тряхну стариной. Ибо чем черт не шутит, пока Табаков спит?!
Где-то в начале седьмого мы с моим другом Толиком стояли на Камергерском, пили пиво, и Толик мне рассказывал последние новости с их работы. Новости эти, надо сказать, как-то сильно напоминали хорошо забытые старости. Ну, стало быть, видимо, не достаточно хорошо. Короче, у них на работе решили ввести "доступ к секретности". "Первый отдел", который до этого благополучно ничего не делал и получал за это свои деньги, вдруг почувствовал "ветер перемен" и необходимость активизироваться (недаром, видимо, на последнем праздновании юбилея ФСБ в печально знаменитом зда! нии на Лубянке выступала группа SCORPIONS с песней "Wind of Change"). Есть у этих ребят один чувствительный орган, всегда настроенный на нужную волну. Вот как-то все эти годы они спокойно работали и ничего, а тут вдруг "Первому отделу" срочно понадобилось знать, в частности, "все их контакты с иностранцами". А поскольку Толик с друзьями заграницу выезжает достаточно регулярно, то абсурдность этой затеи представлялась вполне очевидной. Я носом почувствовал знакомый кислый запах советских времен.
- Да, не подписывай ничего. Никто тебя заставить не может. А такие специалисты, как ты, везде нужны.
На том и порешили. Запили эту идею пивом, и благополучно отправились в театр .

На сцене Павел I в исполнении Сергея Медведева со светящимся джедайским мечом. Он - мальчишка, насмотревшийся голливудских фильмов, в руки которому после смерти матери (Екатерины II) наконец упала в руки долгожданная власть. Уж он-то, настоящий джедай, знает, как навести порядок в бесконечной, загадочной и снежной стране, что досталась ему по наследству. ! Он свято и слепо верит в свое предназначение, и ничто его не остановит! Какой, на фиг, Петр I?! Это он, Павел, - настоящий реформатор земли Русской! Это его спустя века в Интернет-опросе изберут "Именем России"! Главное, несгибаемая "железная воля" и орднунг! ОРДНУНГ! По примеру прусской армии! А то это гнилое дворянство поначиталось всяких хренцузских вольнодумных книжек. Демократию, видишь ли, им подавай! Ага, еще скажите выборы губернаторов! Вот ведь не поймут никак, болезные, что не нужна России демократия! России нужна четкая "вертикаль власти".
Я видел Павла в начале 90-х годов прошлого века в исполнении блистательного Олега Борисова в знаменитом спектакле театра Советской Армии; я, разумеется, видел Павла в исполнении замечательного Виктора Сухорукова в прекрасном фильме Виталия Мельникова "Бедный, бедный Павел" (2003). Оба актера играли Павла с симпатией и состраданием. У Медведева и Серебренникова Павел холодный, и вплоть до последней сцен! ы убийства (которой нет у Тынянова) его не жалко. Более того, совершенно понятно желание заговорщиков во главе с графом Паленым наконец покончить с ненавистным самодуром, доведшем измученную муштрой страну до абсурда, когда приказ требует живого "подпоручика Синюхаева, как умершего горячкой, считать по службе выбывшим", а никогда не существовавшего Киже производят в генералы.
Ключевым в спектакле Серебренникова является образ "русского Гамлета". Именно так окрестили Павла I за то, что он отомстил посмертно матери Екатерине II за отца Петра III, приказав выкопать останки последнего, заново короновать их и снова захоронить. Например, солдаты в спектакле Серебренникова вооружены флейтами вместо ружей. Помните у Шекспира сцену, когда Гамлет предлагает Гильденстерну сыграть на флейте?! Потому, что играть на флейте это "так же просто, как лгать". А именно на лжи. Лжи и страхе держится все Павловское правление. Но он так увлечен своими играми в джедаев, что просто не замечает этого. Черепа разных Йориков и философские споры могильщиков - тоже вп! олне узнаваемые элементы спектакля. Но, разумеется, параллелями с Шекспиром все дело не ограничивается.
Конечно, если б я был таким же умным, как уважаемая Мариэтта Омаровна Чудакова, выступившая на обсуждении, состоявшемся через 15 минут после окончания спектакля, я бы, разумеется, согласился с ее претензиями относительно темпоритма спектакля. Но я простой зритель, я дурак, и я просто в восторге от спектакля, чего от себя, прямо скажем, совсем не ожидал. Да, не совсем по действию понятно про описку писаря, из-за которой изначально появляется "Подпоручик Киже", но я не ленивый, пришел домой и спокойно перечитал Тынянова. На мой взгляд, куда важнее темпоритмов и сюжетных деталей то, что Серебренников и все (без исключения) его замечательные актеры, занятые в этом спектакле, в течение всего действия добиваются по максимуму моей ответной зрительской эмоции. Смеяться сквозь слезы и плакать сквозь смех. Причем, что очень важно, смеяться не над "жопой", а плакат! ь не по "березкам".
Когда ведут "секретного" пешком в ссылку в Сибирь по приказу царя, за то, что он нарушил царский покой своим несвоевременным криком "Караул!". Так и кажется, что Александр Усов, играющий молодого конвоира, и чем-то внешне напоминающий Савелия (cветлая память!) Крамарова, как в "Неуловимых мстителях" сейчас заорет: "Нечистая!", а после у костра будет рассказывать сослуживцам: ".А вдоль дороги мертвые с косами стоят. И тишина.". Эх, ничего не меняется на Руси, что ты с ней ни делай! Все также она холмиста, засыпана тальком-снегом и босые люди ходят по ней в Сибирь и обратно. А в Индии есть люди без голов и ступни у них повернуты вовнутрь. Да у нас вообще-то и своих йогов предостаточно.
Прекрасна вставная сцена с Иммануилом Кантом (артист Павел Ващилин), который по-немецки пытается объяснить через переводчицу (актриса Мария Зорина) свои императивы графу Аракчееву, который все его логическое построение легко разбивает при помощи неграмотной дворовой девки Авдотьи (актриса Кристина Бабушкина), которая на все его вопрос! ы с готовностью отвечает "Авдотья" и за пятак готова подвергнуться любой экзекуции. Натурально: и смех, и грех! И также, как императивы Канта, разбиваются о русскую действительность и все реформы Павла I.
Отдельно надо сказать про музыкантов, в течение всего действия играющих такую же странную холмисто-снежную порой нойзовую музыку Алексея Сюмака. Интересно, что они, в отличие от большинства актеров одетые в черное, принимают самое активное участие в действии спектакля, спускаясь с балкона, расположенного над сценой, на саму сцену и даже перемещаются по ней, превращаясь в неких странных инопланетных наблюдателей. В черное же одет и еще один инопланетный наблюдатель на этом празднике жизни - Иммануил Кант (и его переводчица). Все же остальные актеры, включая Павла, присыпаны снегом-тальком, босы и одеты в белое. Очень хорошо и световое решение Дамира Исмагилова. Надо сказать, что я никогда не мог понять, почему в театрах запрещают фотографировать, но это отдельная истор! ия. На этом спектакле свет полностью располагал к фотографированию, но я доволен, что я этого не делал, ибо это сильно отвлекло бы меня от действия, которое порой одновременно проходило в разных участках сцены и даже у музыкантов на балконе.
Так или иначе, когда в последней (и тоже вставной) сцене заговорщики приходят убивать царя, и Павел по-детски кричит; "что я вам сделал?!", его, безусловно, жалко. Но, в отличие от Павлов Борисова и Сухорукова, совершенно понятно, ЧТО, собственно, он им сделал. И поэтому Павел Сергея Медведева не стал жалкой тенью великих предшественников, а, на мой взгляд, очень даже достойно встал с ними в один ряд.

Комментариев нет: