понедельник, 2 марта 2009 г.

Р-р-ругательное про Акунина

From
http://community.livejournal.com/chto_chitat/4710398.html

Выступлю-ка я в роли палача двенадцати злобных читателей.
Прочел в сообществе "Что читать" пост, посвященный книгам Бориса Акунина - если интересно, "матчасть" тут. Пост показался мне несколько обрубленным и с не вполне ясной направленностью, но хвалебных слов на первый взгляд там явно больше. Решил высказаться - сначала в комментах, а потом подумал и сделал это отдельным постом.
При всем желании не могу разделить восторгов автора поста и некоторых комментов. Честно говоря, меня сильно коробит само словосочетание "литературный проект". Вдумайтесь, например, в то, как звучала бы фраза: "Евгений Онегин" - гениальный литературный проект великого русского поэта А.С. Пушкина". Вам это не кажется дикостью? Мне - кажется. А применительно к Акунину мы лихо употребляем это новоязовское выражение, отражающее, увы, некий сдвиг в общественном сознании отнюдь не в лучшую сторону :(
Стилист Акунин-Чхартишвили отменный, этого у него не отнять. Ну так и Владимир Сорокин - стилист ничуть не хуже, и Милорад Павич тоже, и многие другие... Но литература - это все-таки не "как?", а "о чем? и "зачем?" Это по идее не торжество формы, мысли и души в ней должно быть больше, чем отточенной техники плетения словес. У Акунина я этого не вижу...
И еще. Как жестко, но справедливо, ИМХО, заметил литературный критик Андрей Немзер, "книги Акунина - это не чтение для интеллектуального читателя, разве что для квазиинтеллектуального". Постоянные вкрапления там и сям аллюзий на известные произведения мировой литературы или даже прямого цитирования могут вызвать у этого самого квазиинтеллектуального то, что я назвал бы "обезьяньей радостью узнавания", - вот Пушкин! вот Го голь! а это Достоевский! Горький!! Гиляровский!!! Гашек!!!! Агата Кристи!!!!! я знаю! я это помню! читал!!!..
Уважения все это не вызывает - кажется, что читатель словно ставит себе пятерки в воображаемый журнал. Типа отметился, приобщился, видел, знает. В Италии был, спагетти ел, папу римского видел - обязательная культурная программа выполнена, можно оправиться и покурить вздохнуть с чувством выполненного долга и расслабиться.

Грустно :(

Почти в тему
Ани Лорак выйдет замуж за иноверца

Комментариев нет: